Архивный календарь

Вы можете найти прошлые новости через наш календарь

ОАО «Мотор Сич» - это единственный производитель авиационных двигателей в Украине, один из крупнейших еще со времен СССР. Сегодня является наиболее успешным среди производителей СНГ. Достаточно сказать, что около 90% средних и тяжелых вертолетов и более 60% самолетов стран содружества оборудованы двигателями компании.

«Это будут летательные аппараты на совершенно новых принципах — без газовых баллонов, крыльев или воздушных винтов. На высоких скоростях они будут перемещаться в любых направлениях независимо от погоды, воздушных ям и нисходящих потоков», – так романтично описывал летательные аппараты будущего Никола Тесла в 1908 г., а незадолго до этого, в 1907 году началась история легендарного предприятия «Мотор Сич», которое своими достижениями в области двигателестроения уже на протяжении более ста лет делает «сказку былью». Судьба летательных аппаратов в двадцатом веке сложилась не так романтично, как воображал Тесла и отказаться от крыльев и воздушных винтов оказалось не под силу авиатехнической мысли. Однако благодаря достижениям «Мотор Сич», мечта Теслы кажется и не такой уж фантастической. Сегодня в странах бывшего СССР и многих других странах мира летают бескрылые вертолеты, оснащенные современными и мощными газотурбинными двигателями, а самолеты с передовыми турбореактивными двигателями за считанные часы и в любую погоду преодолевают тысячекилометровые расстояния.

Предприятие по праву можно считать живой легендой. Его спасли от двух вражеских оккупаций: фашистской оккупации Украины 1941-1943 годов и не менее разрушительной приватизационной оккупации начала девяностых. Иначе не назовешь те условия, в которых «погибли» десятки уникальных предприятий и производств различных сфер и отраслей промышленности.

«Мотор Сич» – не только выжил, но и благодаря разумной экономической политике руководства сохранил все активы – основные фонды, а также рабочие места и уникальные конструкторские кадры. Сегодня предприятие динамично развивается, возводит новые цеха, заключает многомиллионные контракты, ищет пути выхода из сложных ситуаций, ведь, как и в девяностые, практически никакой солидной поддержки государства нет. Правда, справедливости ради, нужно отметить, что недавно на Украине был принят новый налоговый кодекс, в соответствии с которым компании аэрокосмической отрасли освобождаются от налога на прибыль сроком на 10 лет, однако, сразу возникает вопрос: что мешало сделать этот шаг годами ранее, когда отрасль переживала тяжелый кризис? Ведь если взять европейских производителей серьезной промышленной техники и оборудования, то они десятилетиями развиваются в условиях предоставления им налоговых льгот и дешевых кредитов. Однако же, достигнутый в непростых экономических условиях успех предприятия не удивителен, потому что слово «Сич» означает «крепость». И крепость, как и подобает - держит оборону.

Предприятие расположено в легендарном городе на Днепре – Запорожье. Город с богатой историей. У обывателя, вероятно, возникнет лишь одна ассоциация - автомобиль «запорожец». Но кроме Запорожского автозавода в городе десятки крупнейших предприятий бывшего СССР, в частности, завод листовых сталей, коксохимический, алюминиевый, ферросплавов, завод инструментальных сталей. В довоенные годы Запорожье становится одним из центров тяжелой промышленности и электроэнергетики СССР. Одним словом, Родина запорожских казаков, в тридцатые годы переквалифицировалась в Родину украинской советской промышленности. Чего стоит легендарная «Днепрогэс», которая обеспечивает запорожские заводы водой и электроэнергией. Гигантская бетонная подкова плотины сдерживает тысячи тонн воды, словно у самого неба, если смотреть на нее снизу. Напротив плотины остров Хортица - заповедник с многовековой историей. Все это сливается в единый пейзаж великого Запорожья. И в этих краях увидел свет моторостроительный комплекс «Мотор Сич», на счету которого десятки, вошедших в историю авиастроения, моделей и модификаций двигателей для разных целей и задач авиации.

Думаю, каждому доводилось слышать о большегрузных самолетах «Руслан» (АН-124) и мировом гиганте авиации – АН-225 «Мрия», который многие вспомнят по фильму-катастрофе «2012». Так вот двигатели для этих здоровяков разрабатывались и выпускаются в цехах «Мотор Сич». А в период Великой Отечественной войны завод-герой производил сотни двигателей для нужд авиации Красной армии и это был очень весомый вклад в Великую Победу. По состоянию на 2010 г. ОАО «Мотор Сич» производит и сопровождает в эксплуатации 55 типов и модификаций двигателей для 61-го вида самолетов и вертолетов.

В лихие девяностые предприятие не было разобрано по кирпичам. Это прямая заслуга председателя правления ОАО «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева, который не только не позволил «эффективным менеджерам» завладеть активами в смутные дни и опустошить их, но и успешно продолжил развивать производство, несмотря на все невзгоды, которыми была щедра эпоха демократических перемен.

Как можно объяснить этот феномен на фоне российского двигателестроения, которое значительно сдало свои некогда мощные позиции в мировом авиапроме? Видимо все дело в том, что Вячеслав Александрович посвятил всю свою жизнь авиационной промышленности и накопил потрясающий опыт, пройдя путь от слесаря-сборщика до руководителя одного из лучших моторостроительных заводов СССР и мира. Это не по плечу нашим современным управленцам, которые не всегда имеют полное представление о предприятии, которым они руководят. А ведь это сложнейшая структура, с множеством цехов и подразделений, включая конструкторское бюро, где изобретаются, разрабатываются и совершенствуются механизмы двигателей, а далее в цехах происходит сборка и многочисленные испытания на стендах и в условиях барокамеры. И, кстати, на этот счет Богуслаев напоминает «специалистам» в области авиастроения, что только у нас, еще со времен СССР, двигатели тестируются в барокамере, в которой искусственно создается давление, гораздо большее, чем атмосферное. Это позволяет максимально тщательно выявить любые возможные недостатки и устранить их. Даже в США, лидере современной гражданской авиации, не тестируют двигатели в барокамере. Хочется задать вопрос российским «гуру» авиации из «ОАК», зачем, например, на готовящийся к разработке лайнер МС-21 планируется ставить американские двигатели «Pratt&Whitney»? Если есть возможность значительно сэкономить в средствах, но никак не в качестве, сотрудничая совместно с «Мотор Сич».

В 2010 году рентабельность продукции «Мотор Сич» составила более 30%, что примерно в два раза выше аналогичного показателя у мировых производителей. Как это объяснить? Во-первых, потому что «Мотор Сич» – единственные в СНГ, кто в своей структуре сохранил все необходимые предприятия и цеха, включая конструкторское бюро «Прогресс» имени академика Ивченко. Соответственно при производстве двигателей нет необходимости искать подрядчиков для выполнения различных работ, а это значительно повышает эффективность производства и, конечно же, снижает издержки. Во-вторых, за счет экономии на масштабах производства, компания активно инвестирует средства в расширение и модернизацию производства. Вы не увидите в цехах «Мотор Сич» ни одного станка семидесятых-восьмидесятых годов. А благодаря социальной политике руководства предприятия - есть возможность дополнительной надбавки к заработной плате в виде льготных услуг в сфере медицины, помощи в приобретении жилья, дешевого питания, оздоровительного отдыха.

Наблюдая за достижениями «Мотор Сич», становится очевидным, что у нас в России прогресс авиапромышленности сводится к методичному распиливанию выделяемых средств, под предлогом неведомых программ развития до 2020 или 2030 года. А вот в «Мотор Сич» не видят смысла в написании бесполезных программ развития до следующего тысячелетия. Там работа идет постоянно. Даже по субботам в некоторых цехах не останавливается производство, потому что каждый упущенный час времени – это недополученный рубль прибыли – единственного источника финансирования предприятия. К сожалению, государство не уделяет должного внимания аэрокосмической отрасли. И невидимая рука рынка Адама Смита так и норовит мертвой хваткой придушить остатки авиационной промышленности Украины.

А вот Богуслаев и компания являются весьма необычными капиталистами, истинными «шумпетеровскими» капиталистами, которые внедряют передовые инновации в своих разработках, содержат и берегут все непрофильные активы. У предприятия на балансе собственная поликлиника, современная, с новейшим медицинским оборудованием и палатами, которые больше напоминают гостиничные апартаменты. Поликлиника уникальна тем, что в ней помимо лечения сотрудников ведется активная научно-исследовательская деятельность и на ее кафедрах были разработаны искусственные суставы, которые производятся на высокоточном оборудовании цехов предприятия. Затем, опытные хирурги больницы делают сложнейшие операции по замене суставов, как сотрудникам, так и всем желающим, кто приобретет страховку поликлиники. На многих ли предприятиях вы увидите подобные чудеса медицины? Помимо поликлиники, на балансе предприятия числятся детские сады для детей работников, летняя база отдыха на Днепре, санаторий в Крыму, спортивный комплекс, собственный комбинат питания, благодаря которому на предприятии дешевое и качественное питание, по-украински домашнее и вкусное. И после этого становится понятно, почему на предприятии весьма незначительная текучесть кадров. Коллектив «Мотор Сич» – как большая община. Такова политика руководства по этой части. Словно как в израильском кибуце, здесь сплетена трудовая жизнь, общественная и даже личная. Многие встречают здесь свою судьбу, далее дружат семьями, а летняя база отдыха «Меридиан» - значительно способствует повышению рождаемости в семьях работников.

Анализируя деятельность Богуслаева, понятие "эффективный собственник" обретает здравый смысл. В частности, когда видишь как предприятие - «крепость» с более чем двадцатитысячным персоналом - «войском» гордо отстаивает интересы Украины на мировом рынке двигателестроения. С сожалением хочется отметить, что таких управленцев как Богуслаев в странах СНГ - единицы. На многих крупных предприятиях попросту отсутствует какая-либо концепция развития и основной целью является максимизация прибыли владельцев. Многие предприятия напоминают затонувший теплохлод «Булгария», износ которого был не совместим с жизнью. Варварская эксплуатация основных фондов не только препятствует модернизации промышленности, но и попросту несет в себе угрозу для жизни людей. Это особенно актуально в сфере транспортной промышленности. Многим промышленникам не помешало бы взять уроки грамотной экономической политики у Богуслаева, для которого прибыль – в первую очередь является инструментом развития, а не эксплуатации активов и рабочей силы в ущерб экономике и жизни людей. Другая проблема это государственная политика, вектор которой направлен на евроинтеграцию, вместо того, чтобы возрождать кооперационные связи некогда единой и мощной советской авиационной промышленности, в которую входили российские и украинские предприятия. Собственно деловые связи остались, и сотрудничество продолжается, несмотря на распад СССР. Однако в условиях дезинтеграции возникает масса проблем - это налоги, пошлины, в конце концов, политика верхов. Руководству Украины давно пора понять, что Европе, безусловно, нужны украинские рынки сбыта, но никак не сильный конкурент на рынке высокотехнологической продукции. А конкурентоспособность – это не вопрос в данном случае! Двигатели ОАО «Мотор Сич» проходят все процедуры международной сертификации: соответствуют всем современным техническим требованиям и даже превосходят их по многим параметрам. Как считает Вячеслав Богуслаев, важным шагом будет вступление Украины в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. И с этим невозможно поспорить. Богуслаев прекрасно понимает, что «Мотор Сич» уникален и он может стать ядром экономической интеграции Украины и России, если покончить с «грязной» политической игрой, затеянной в личных интересах элитарных кругов наших стран.