Российская и украинская экономики тесно взаимосвязаны исторически в виду того, что советская экономическая модель построения государства предусматривала интеграционные связи, в основном горизонтальные, которые существовали долгие годы и продолжают свое существование и после развала СССР. Попытки разрушения последних привели к негативным трендам как в экономике РФ, так и в украинской экономике. При этом украинская экономика пострадала значительно сильнее, нежели российская, по объективным причинам.

Нарушение, а порой и разрушение горизонтальных связей на уровне базовых бюджетообразующих отраслей промышленности двух стран, привели к диспропорциям и дисбалансам в развитии инвестиционной, финансовой, а, следовательно, и бюджетной политике в отношении экспортно-импортных потоков в торговом и экономическом обороте РФ и Украины.

Поворотным моментом в восстановлении связей и утраченных приоритетов должен был стать Таможенный союз (ТС), однако Украина заняла неожиданно иную ожидаемой Москвой позицию, что повлекло за собой разбалансирование вновь наладившихся после смены власти, политико-экономических отношений.

Позиция Киева в отношении ТС, выразившаяся в не прозрачной и не раскрытой формуле 3+1, вызвала негативную реакцию Москвы, которая вполне может обернуться введением различного рода ограничений в торговле, замораживанием больших интеграционных проектов, имеющих геополитическое значение для будущего Украины и РФ, а также ТС и СНГ.

В нашей записке мы попытались спрогнозировать возможный сценарий развития событий в случае обострения торгово-экономических отношений между Украиной и ТС.

Возможный сценарий развития событий

Таможенный союз, как новообразование и первый шаг перехода к единому экономическому пространству, существенно ослабляется как проект геополитического и макроэкономического уровня в случае неучастия Украины в нем.

В этом случае существенным образом пересматриваются нормы и правила взаимоотношений с Украиной, в первую очередь с точки зрения паритетности в торговых и торгово-экономических отношениях стран ТС и Украины и далее в отношении стратегии политики инвестирования на Украину и украинскую экономику.

Подобные действия со стороны ТС и РФ с неизбежностью приведут к торговым и торгово-экономическим войнам, что повлечет за собой усиление давления на Украину со стороны РФ и ТС, сокращение баланса торговых отношений.

Сегодня торговый оборот Украины с РФ составляет более 36% в общем торговом балансе страны и имеет пока что тенденцию к увеличению этого показателя. По прогнозам аналитиков и статистиков, общий торговый баланс 2011 года может превысить 50 миллиардов долларов США.

Стратегические проекты в области авиакосмического строения, энергетики, в атомной отрасли и сфере транспорта должны были поднять экономические взаимоотношения партнеров на принципиально иной уровень. Однако из-за неучастия Украины в ТС, Киев теряет данные приоритеты и рискует заморозить все последующие вопросы стратегического сотрудничества с РФ и ТС.

Негативные последствия для экономики Украины в этом случае будут значительны и ударят, в первую очередь, по основным производителям металла и металлопродукции, что повлечет за собой увеличение негативного сальдо торгового баланса страны, а также поставит множество проблемных задач и вопросов перед экспортерами металлопродукции в отношении поиска новых рынков сбыта и возможности удержания производства на достигнутом уровне.

Последнее является проблематичным и может привести как к сокращению объемов производства и экспорта, так и к сокращению рабочих мест в отрасли, что еще более усилит негативные процессы.

Особенно пострадают сельхозпроизводители, ориентированные на РФ и страны ТС: мясомолочная промышленность, производители конечных продуктов традиционного приграничного экспорта, производители сельхозмашиностроения, работающие в кооперации с российскими предприятиями.

Последнее усилит брешь в бюджете и приведет к нарастанию негативных тенденций в отрасли, что также может повлечь сокращение и ухудшение качества сельхозпродукции, ориентированной на экспорт, сокращение занятости в отрасли, которая сегодня является самой динамичной.

Особый вопрос, который встанет перед властью на Украине - это ценообразование в энергетике и сохранение функциональности и самодостаточности ТЭК, что является крайне важным аспектом социальной стабильности на Украине.

Цены на углеводороды могут привести к коллапсирующим явлениям в экономике, а с учетом энергетической зависимости Украины, низкого качества энергосбережения и высокого уровня энергопотребления, экономика страны может понести ощутимые потери. Вероятность дефолта станет реальной в той же степени, в какой будет повышаться цена на природный газ и нефть, и, соответственно, на все последующие продукты, связанные с потреблением газа и нефти.

Если соединить воедино даже эти не многие данные, то украинская сторона получит массу оснований обвинить Россию во всех экономических неудачах, в узком подходе к вопросам сотрудничества с Украиной, а главное, в неисполнении предварительных договоренностей на уровне глав государств по вине РФ.

Таким образом, возможность политизации сугубо экономических вопросов может приобрести вид постоянного информационно - аналитического тренда с акцентами на враждебном отношении Правительства РФ к Украине и ее руководству.

Много неясного и в вопросе подписания Украиной соглашения по ЗСТ с ЕС. Оно скорее всего обернется минусами для экономики страны. Вопрос о ЗСТ носит сугубо политический характер и муссируется лишь в качестве попытки понравиться Европе и США, тормоза интеграции Украины в ТС.

В то же время, даже в случае успешного завершения этого процесса, что крайне маловероятно, Украина не получит никаких приоритетов и преференций, за исключением политических. Однако и эти «выгоды» носят сомнительный характер. А вот последствия этого шага станут вполне ощутимы для экономики Украины: страны–члены ТС окончательно закроют двери для украинских товаров на их рынки.

Кто же выигрывает в этом случае?

- газовая группа влияния на Украине, которая давно работает в направлении евроинтеграции в противовес ТС;

- ультраправые и националистически настроенные силы на Украине, обвиняющие РФ в экономическом и политическом шовинизме, шантаже, экономическом давлении и, как следствие, падении производства, ВВП, монетарной базы;

- правые в ЕС, добивающиеся углубления конфликтной ситуации между РФ и Украиной и действующие в качестве своеобразного акселератора этого процесса; они преследуют вполне понятные цели геополитического характера;

- часть деловых кругов в ЕС, которые разыгрывают карту конфликта между РФ и Украиной в целях создания дополнительной напряженности в сфере энергобезопасности ЕС, что позволит им усиливать давление на Россию, Газпром в вопросе о демонополизации поставок природного газа и принуждения РФ к подписанию энергетической хартии, а также заблокировать строительство и развитие Южного и Северного газотранспортных потоков;

- внутренняя оппозиция в РФ, выискивающая неудачи власти и обвиняющая ее в ошибочной внешней политики в отношении Украины;

- внутренние силы в РФ, ожидающие социального взрыва на Украине, который может быть спровоцирован тяжелой экономической ситуацией. Одной из причин может стать торгово-экономический конфликт с РФ и ТС, перенесения очагов социальной напряженности на территорию РФ по принципу «домино»;

- внутренние силы в РФ, которые надеются в случае провала политики интеграции экономик России и Украины обвинить в этом главу правительства и его команду.

Таким образом, развитие данного сценария неблагоприятным образом сказывается как на Украине, так и на России.

Не в интересах РФ развитие событий в подобном направлении в виду многих макроэкономических, демографических и интеграционных процессов, затрагивающих напрямую экономику и внутреннюю политику РФ. Нельзя не указать на то обстоятельство, что только сворачивание региональных и приграничных программ торгового сотрудничества и микрокредитования производителей между двумя странами приведет к потере 35-50 тысяч рабочих мест и сокращению объемов производства данного сектора более чем на 50%.

Доводы же в пользу того, что сокращение импорта в РФ из Украины приведет к интенсификации замещения в российских секторах экономики, не соответствуют реальности в силу следующих причин:

- необходимо время для запуска процесса замещения и перекраивания региональной торговой политики в пользу собственного производителя;

- необходимы дополнительные инвестиции в основном за счет бюджета, которыми правительство не обладает;

- необходимо согласование этих шагов с ВТО, так как Россия ведет финальные переговоры по вступлению в эту организацию. В случае вступления в ВТО придется согласовывать правовую базу с нормами ВТО, членом которой Украина уже является.

В итоге для России неучастие Украины в ТС приведет к замедлению интеграционных процессов в ТС, к выпячиванию проблем модели функционирования самого ТС, сужению географии, экономического пространства, сокращению возможностей для маневра и развития как самой институциональной структуры, так и ее значения в геополитическом и макроэкономическом аспекте.

Следует учитывать также, что ухудшение экономического положения на Украине, особенно в юго-восточных регионах, приведет к сужению и электоральной базы, которая традиционно ориентируется на углубление интеграционных процессов и кооперацию с Россией.

Есть ли возможности выхода из складывающейся ситуации?

Сегодня с учетом нынешней политической ситуации на Украине возможность достижения компромисса путем давления на Украину крайне маловероятна. Однако не все потеряно, если взглянуть на наши отношения под иным углом. Если за основу взять не спекуляции и неверные расчеты, а прагматический подход, основанный на простой арифметике.

Сегодня, к примеру, стало понятно, что все разговоры об экономическом эффекте для Украины, в случае вступления в ТС, в размере 6-9 миллиардов долларов США, не произвели должного эффекта. Одной из причин стало отсутствие масштабной кампании по разъяснению всех выгод для простого жителя Украины. По последним опросам большинство из них не знает о российских предложениях и не представляет всех их выгод.

В этой ситуации следует применить иную методику воздействия. Продолжая политику разъяснения выгод и преимуществ членства Украины в ТС для населения, всей новизны этого проекта для страны, его геополитического смысла, следует подключить к работе по продвижению идеи о членстве Украины в ТС авторитетных представителей экспертных и деловых кругов, науки и производства.

Первым шагом в этом направлении могло бы стать создание совместной рабочей группы из представителей интеллектуальных кругов, ученых, аналитиков, профессионалов в конфликтологии и моделировании экономических и политических ситуаций. В задачу этой группы вошла бы разработка совместной модели экономической интеграции на основе ТС, но с существенным лагом во времени, позволяющим украинской власти провести дополнительную разъяснительную работу и заручиться поддержкой наиболее активных слоев населения в изменении вектора развития.

Олег Богомолов, почетный директор Института международных экономических и политических исследований РАН

Виктор Геращенко, Председатель Центрального банка РФ (1992-1994, 1998-2002 гг.)

Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации

Николай Петраков, директор Института проблем рынка РАН

Василий Симчера, директор НИИ статистики Федеральной службы государственной статистики (2000-2010 гг.)

Михаил Хазин, руководитель компании экспертного консультирования «Неокон»